Медея

Sep. 14th, 2007 11:13 pm
b_a_n_s_h_e_e: (gothic)
[personal profile] b_a_n_s_h_e_e
На сегодняшнем семинаре мои несчастные студенты разбирали "Медею" Еврипида. Пытались решить, почему она убила своих детей - просто потому что она свихнувшаяся мать-ехидна или на то были объективные причины. К общему мнению ни в одной группе так и не пришли, зато дебаты удались на славу. А в честь этого события (т.е. моего второго семинара) подборка про эту милую, добрую героиню. Тем более что и прерафаэлиты не могли пройти мимо такой колоритной личности. Вкратце прочитать про Медею можно, например, здесь.



Anselm Feuerbach


Отрывок из "Медеи" Еврипида, где героиня рассуждает про нелегкую женскую долюшку. Особенно интересен заключительный аргумент - лучше три раза отправится в бой, чем один раз родить.

Нас, женщин, нет несчастней. За мужей
Мы платим - и не дешево. А купишь,
Так он тебе хозяин, а не раб.
И первого второе горе больше.
А главное - берешь ведь наобум:
Порочен он иль честен, как узнаешь.
А между тем уйди - тебе ж позор,
И удалить супруга ты не смеешь.
И вот жене, вступая в новый мир,
Где чужды ей и нравы и законы,
Приходится гадать, с каким она
Постель созданьем делит. И завиден
Удел жены, коли супруг ярмо
Свое несет покорно. Смерть иначе.
Ведь муж, когда очаг ему постыл,
На стороне любовью сердце тешит,
У них друзья и сверстники, а нам
В глаза глядеть приходится постылым.
Но говорят, что за мужьями мы,
Как за стеной, а им, мол, копья нужны.
Какая ложь! Три раза под щитом
Охотней бы стояла я, чем раз
Один родить.




Sandys. Медея готовит очередное зелье (прямо таки Снейп)




Evelyn de Morgan. Как объяснила наша профессор, слева лежат мертвые птицы, на которых Медея опробовала свои яды.




Waterhouse. Медея и Ясон




Gistave Moreauю Тоже Медея и Ясон, причем сначала трудно разобрать, кто здесь кто.




Herbert Draper.  На борту Арго. Скорее всего, здесь изображен эпизод когда Медея убивила своего брата, разрубила тело на куски и бросила в воду, чтобы замедлить погоню (ее отцу пришлось собирать тело сына по кускам, так что у  аргонавтов было время сбежать).




Ferdinand Victor Delacroix




Giovanni Benedetto Castiglione





Bernard Picart. Странный способ убийства детей. Согласно традиции, Медея зарезала их.




Alphonse Mucha. От взгляда Медеи у меня мурашки по коже. 

Date: 2007-09-15 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Не странный, а эффективный. И, кстати, традиционный вполне.
Там, где убивали (и убивают) детей, это делали обычно именно этим способом...

Date: 2007-09-15 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Традиционный-то он традиционный, просто Медею обычно изображают именно с кинжалом (или с чем-нибудь колюще-режущим). Поэтому меня и удивила та картина, такую интепретацию я еще не слышала.

Date: 2007-09-15 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com
Ну да... интересно тут ацутцвие фаллического символа на картине...

Date: 2007-09-16 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Зато на картине Уотерхауса он имеет место быть :)

Date: 2007-09-15 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-blog4.livejournal.com
шизофрения, как и было сказано (с)
убить детей (!) собственных (!)ради чего бы то ни было, для женщины равнозначно безумию. Высокому или низкому - не мне в самом деле судить, но налицо какое-то не совместимое с общепринятой моралью поведение, оттого ещё более ужасное.

Date: 2007-09-15 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mjawa/
Один из возможных мотивов убийства: Медея - чужестранка, после развода, и заключения нового брака, ее дети, оставаясь с мужем, автоматически переходят в положении рабов собственного отца и мачехи. Тогда она избавляет их от подобной участи. Предваряя вопрос, "отчего тогда не взять с собой?", повторяю - она чужестранка, во враждебном, в общем-то окружении, с плохой репутацией колдуньи и убийцы (своего брата, Пелия - коварного дяди-узурпатора Ясона. За последнее убийство их с Ясоном уже изгоняли из Иолка), и не может защищить малолетних детей от целого мира.
И еще - это времена, когда детская смертность была естественным явлением. Когда убийство детей в войне - было естественной нормой (сын Андромахи и Гектора, в частности). Когда отец имел право не признавать (а, значит, убить в младенчестве) своих детей даже от законной жены. А мы пытаемся судить ее по законам совсем других времен, да еще и отказываем ей в праве на то, что было обычным рутинным правом для ее мужа. В этом еще ее "революционность" - в присвоении прав на мужские поступки.

Date: 2007-09-16 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
В целом с Вами согласна, но по-моему зря она заставила детей отнести отравленное платье в подарок. Этот момент показался мне неприятным до крайности.

Насчет убийства детей - рядом с той же Прокной, которая скормила сына своему мужу, Медея покажется котенком.

Date: 2007-09-16 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mjawa/
На мой, мистический, взгляд, дошедшие до нас версии не поясняют некоторые культовые, а не эмоциональные мотивы мифа.
Когда еще при отплытии из Колхиды, Медея убивает своего брата Апсирта и разрезает его тело на куски, это может быть объяснено тактическим ходом - "пока все соберут и похоронят!...", но мне напоминает обычай принесения в жертву Царя Года на тех же вакханалиях . Его тело разрезали-разрывали на куски, и закапывали в землю, благословляя ее плодородие и благополучие. Ясон увозил два драгоценных сокровища - Золотое Руно, и живую кровь царских детей. Увозил наделенную Силой и Знанием дочь царя, которая должна была продолжить династию. И, может быть, ее брата-будущего соправителя (это только свободная версия, скорее относящаяся к египетскому царскому дому, но об укладе догомеровской Колхиды мы знаем и того меньше). И вот его кровь, пролитая в море, и тело, выброшенное на берег волнами, и должны были благословить оставляемый Медеей берег Колхиды.
Если следовать логике этих мистических версий, то отнесенный Креусе-Главке отравленный убор, превратил ее из мистиссы при жертвеннике (И не детей ли предыдущей жены собирались возложить на алтарь? Как знать... Если Ясон разводился с Медеей, как "неподходящей царицей", то и ее потомство могло оказаться "неподходящим", чтобы наследовать отцу, но подходящим для великой жертвы богам, вроде той, с которой и началась история Золотого Руна в Афинах.), в саму жертву. А после этого - дети Медеи-убийцы могли быть признаны подходящим материалом для кровной мести ей за смерть Главки и ее царственного отца.
В общем, клубок заворачивается такой, что в ее трагических действиях я вижу много оснований, поскольку трагична вся история с самого начала. В том числе как противоборство материнского и отцовского семейного права.

Date: 2007-09-16 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Огромное спасибо за Ваши комментарии - и этот, и вообще. При случае, поделюсь со своими студентами, разумеется, ссылаясь на Вас.

Date: 2007-09-15 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] 0lenka.livejournal.com
Этой "общепринятой морали" лет двести, не больше. В античном мире дети являлись полной собственностью родителей (в большей степени, конечно - отца), а детоубийство было нормальной и распространенной практикой. Законами это преследовалось только тогда, когда стране нужно было пушечное мясо.

Date: 2007-09-15 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] queen-of-chance.livejournal.com
Вспомнила, как мы в прошлом году тоже проходили Медею и тоже устаривали дебаты по этому же вопросу, и если Медея - просто шизофреничка и чудовище, то почему к этой теме так много раз обращались в искусстве и литературе и вели так много обсуждений-переосмыслений :)
Спасибо!

Date: 2007-09-16 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
У меня в одной группе пришли к выводу, что она шизофреничка, а в другой группе - что она жертва обстоятельств :)

Date: 2007-09-15 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] purple-files.livejournal.com
Интересно, а почему в большинстве случаев ее изображают с такой неженственной фигурой?

Date: 2007-09-16 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Может, потому что она посягнула на мужские права, т.е. вообще как женщина себя не вела.

Date: 2007-09-15 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] chantfleuri.livejournal.com
Какая классная подборка, давно не было ничего такого, прерафаэлитского:) Я тут кстати тоже начала лениво думать еще об одной прерафаэлитско-мифической подборке.
Ну как тебе семинары вести?

Date: 2007-09-16 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Семинары меня в гроб загонят - сейчас еще ничего, но потом, когда начнутся проверки домашних заданий (((

Date: 2007-09-16 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] chantfleuri.livejournal.com
совсем тебя работой завалят, да?
А вообще вести семинары нравится?

Date: 2007-09-16 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Вообще нарвится, но это пока я не добралась до проверки домашек, экзаменов и т.д.

Date: 2007-09-15 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] ester-n.livejournal.com
Очень правильные у нее рассуждения (не по поводу убийства детей, а насчет женской доли) - первая феминистка, можно сказать. :)

Date: 2007-09-16 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
О да, это точно.

Date: 2007-09-15 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
Мне всегда хотелось ее реабилитировать.
Есть вариант легенды, по которому она детей не убивает, а оставляет в храме Геры, у алтаря. А убили их жители Коринфа.
Грейвз пишет, что по одной из версий сын Медеи, с которым она бежала из Афин, был от Язона, а не от Эгея.
Так что задурила она голову подлецу-мужику и сбежала.

Date: 2007-09-16 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Ага, тоже слышала про такие версии. В том, что Медея могла задурить всем голову, даже не сомневаюсь.

Date: 2007-09-15 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] elga-culture.livejournal.com
Повезло же Вашим студентам с преподавательницей! Вы, я надеюсь, дали им линки на этот блог? :)
А как Ваш курс назыается?

Date: 2007-09-16 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я не преподаватель, я всего лишь скромная аспиранка - и веду семинарские занятия, т.е. приложение к лекции которую читает профессор. Курс называется Шедевры Мировой Лит-ры и профессор у нас просто обалденнаяЮ таких интересных лекций я не слушала наверное никогда.

Date: 2007-09-15 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] meotis.livejournal.com
Спасибо за прекрасную подборку.

Date: 2007-09-16 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Пожалуйста :)

Date: 2007-09-15 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] melanyja.livejournal.com
Жуть вообще.

Date: 2007-09-16 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Еще бы, вот за это и люблю греческую мифологию.

Date: 2007-09-15 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] wienta.livejournal.com
Картина Ferdinand Victor Delacroix очень эмоциональна, просто задела за живое. Детишек до слез жалко.

Date: 2007-09-16 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, очень. И сама Медея выглядет такой отчаявшейся, как будто ее окончательно в угол загнали.

Date: 2007-09-15 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-ex-va.livejournal.com
всегда завораживал меня этот персонаж.
Но вот светловолосая Медея стала полной неожиданностью. Я её всегда представляла себе брюнеткой. Может виной тому советский мультик про аргонавтов?

Date: 2007-09-16 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
К светловолосой Медее я тоже не привыкла :)

Date: 2007-09-15 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ermenengilda.livejournal.com
У Waterhouse интересная невербалика у героев. Медея сосредоточенно, как школьница, считает капли зелья, а Язон глядит на это диво, напрягши все мускулы.

Date: 2007-09-16 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, глядит и за копье цепляется. Очень люблю эту картину.

Date: 2007-09-15 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] deird-re.livejournal.com
Так там же показано, в пьесе, что она убила их, чтобы их не убили жители славного города Коринфа. Насколько я помню по мифу, жители Коринфа выбрали избиение камнями - одна из самых страшных казней. Так что из милосердия.

Date: 2007-09-16 04:29 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Но перед этим она сама послал детей отнести отравленное платье в подарок, тем самым окончательно обрекла их на смерть.

Date: 2007-09-16 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
С другой стороны, чем думала Главка, когда радостно это платье надевала? Поплатилась за идиотизм + жадность.

Date: 2007-09-16 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] deird-re.livejournal.com
Совершенно верно. На тот момент она хотела лишить Ясона будущего потомства. Потом идет разговор с Эгеем, в котором она понимает, что сыновья для мужчин - средство поддержания рода и услаждения тщеславия. Не цель, а средство. И решает ударить Ясона в самое больное место, а оно у еврипидовского Ясона - тщеславие. А потом идет монолог "Что ж это я задумала-то, дети" - она одумалась, пришла в себя, как будто очнулась от того саспенса, в который ее все глубже погружали с начала пьесы. И тут приходит вестник и говорит: беги, Медея, царь и царевна погибли, спасайся. И ничего не остается больше, как убить детей, потому что иначе их убьют коринфяне.

Date: 2007-09-16 04:40 am (UTC)
From: [identity profile] masha-vermel.livejournal.com
chitala 1,5 goda nazad. Bolshe vsego na kurse Western literature backgrounds ponravilsya Virgil "Aeneid"

Date: 2007-09-16 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Энеида рулит, это да. Лично я до визга тащусь от Аристофана :)))

Date: 2007-09-17 03:09 am (UTC)

Date: 2007-09-16 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] red-argyll.livejournal.com
На первой картинки это что мидея??? Почему моряки похоже больше на матросов Христофора Колумба. На третем сверху вобще больше похоже что это Мария Медечи (благо ядами она как и мидея баловалась). Слудующия картинка нормальния но все рано больше похож на древнегреческую аптеку. Дальше неврно хихикаю и сразу определяю кто тут язон а кто мидея а потом без коментариев. Мидея убивающея брата впервые вижу!!! От следующей картинки страшно как вренее куда она ребенка убивать будет (хихикаю с извращеной улыбкой). Ниже картину надо назвать "Злобный янычар над телом христианского младенца". Ниже честно картина под названием "Мидей(на лицо его/ее глянте) убивает ребенка". И посления картина под названием "Статуя свободы снова убивает".

PS Почему Мидея убила отвтет прост Грузинский темперамент!

Date: 2007-09-16 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, это Медея, уже с детьми и с кормилицей.

Да уж, темперамент у нее выл взрывоопасный, палец ей в рот не клади.

Date: 2007-09-16 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] laura-corolla.livejournal.com
здорово! какие интересные дебаты там у вас :)))))

Date: 2007-09-17 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Еврипидову "Медею" я видела только на сцене, в оч. модерновом спектакле. Ощущение ужаса было полное.
А вообще образ Медеи у меня весьма противоречив. Очень люблю музыкальный фильм "Веселая хроника невероятного приключения", где Медея просто невероятно добра. И каждый раз думаю "До чего довели, козлы"! ;)

Date: 2007-09-19 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] michael-de-oz.livejournal.com
красивая подборка

Profile

b_a_n_s_h_e_e: (Default)
b_a_n_s_h_e_e

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2026 10:14 am
Powered by Dreamwidth Studios