b_a_n_s_h_e_e: (mona_gytha)
[personal profile] b_a_n_s_h_e_e
Хочу поделиться материалом, который вынес мне мозг.

На что я рассчитывала, готовясь прочесть статью о положении русских крестьянок в конце 19 века? Разумеется, на беспросветную жесть. Уж мы-то читали классиков и знаем, что «долюшка женская» была угрюмой до крайности и кроме побоев, изнурительной работы по дому и ловли коней на скаку крестьянкам заняться было особо нечем. Тем сильнее было мое удивление, когда выяснилось, что они периодически подавали в суд на своих обидчиков. И что решения принимались в их пользу. О как.

Разумеется, невозможно отрицать, что насилие над женщинами существовало, причем в ужасающих масштабах, но такие статьи хотя бы показывают, что у женщин из низов была возможность постоять за себя и вообще то, что в англоязычных источниках называется agency. И, конечно же, возможностью подать в суд пользовались единицы — это ж какая смелость нужна! Но ведь все равно пользовались, все равно было такое. Сейчас все не то, розгами-то домостроеевцев уже никто не отстегает. А в те годы это еще был бонус. 

Автор статей Ф. Покровский рассматривает дела только в двух волостях — Письменской и Холмовской, так что подборка, конечно, не репрезентативная, но все равно любопытная. Для начала, посмотрим, как в этих волостях карали любителей распускать кулаки.






(…) Мне известно по личному наблюдению, это печальное явление [побои жене от мужа] в Письменской волости, к стыду «сильной половины» составляющего ее человечества, - вещь совсем заурядная, в некоторых же деревнях и семьях даже чуть не обыденная. Между тем за целые 35 лет оказались там только две решительные женщины, которые нашли в себе мужество «пойти против рожна» и пожаловались на своеобразное выражение супружеской ласки суду. В 1873 г. получил за это 5 розог кр. д. Мал. Куданово, Гаврило Андр., и в 1894 г. кр. д. Жуково, Никанор Ив. Сарычев арестован на 7 дней, так как по свидетельским показаниям повод к избиению был дан самой его женой.

Холмовская волость в этом отношении представляет несравненно более утешительное явление. Несмотря на то, что большая часть мужей не живет там дома по целым месяцам и следовательно не имеет возможности в значительный период времени учить своих супруг «ум-разуму» даже и при добром желании к тому, дел о побоях жен за 35 лет было возбуждено там 9, из коих одно (1877 г.) оставлено без последствий как недоказанное, одно (1894 г.) окончилось примирением на суде, в семи же остальных случаях любители домостроевского способа «укрощения строптивых» получили «мзду» по роду своему:
29. янв. 1883 г.. один такой любитель, напр., обязан был судом содержать свою жену «прилично»;
22 янв. того же года, другой глава своей жены получил 15 розог, так как суд припомнил, что он уже судился с женой неоднократно «вместо того, чтобы давать добрый пример своим детям»;
8 янв. 1885 г. отставной рядовой был оштрафован на 3 руб.;
25 февр. 1887 г. жестокий муж получил 20 розог;
3 мар. 1889 г. - 15 розог же, и даже не по жалобе жены, а по представлению сельского старосты и десятского;
27 мар. 1890 г. - арестован на 3 дня;
и, наконец, 20 января 1895 г. волостной суд присудил мужа к постоянной выдаче определенного количества хлеба на содержание терпевшей от него непрерывные побои и, очевидно, убежавшей наконец от прелестей семейного «очага» в чужие люди жены с двухлетним сыном.

Тот же самый Холмовский вол. суд представляет нам, - правда, всего только один, - случай супружеских отношений и еще более утешительный с точки зрения морали «око за око». Именно, 10 апр. 1897 г. он наказал двухдневным арестом жену, по жалобе мужа, за оскорбление действием его — хозяина и главы... Здесь же наконец 10 ноябр. 1889 г. жена жаловалась, что ее муж под влиянием снохи не дает ей распоряжаться в доме, - конечно, в чисто женских делах, - и суд постановил, водворив жалобщицу в дом мужа, обязать последнего давать ей содержание и «обращаться благосклонно»
.




Теоретически, жена также могла уйти от мужа. Более того, крестьянская женщина даже могла свободно распоряжаться своим добрачным имуществом! По крайней мере, такое право за ней закрепили традиции. Вот как этот момент комментируют в «Живой старине»:

Расходу мужа и жены или, точнее, уходу последней от первого, содействует, в особенности на первых годах супружеской жизни, то благодетельное в этом отношении народное воззрение на приносимое женою вещное имущество, по которому оно считается личной ее собственностью и следовательно может быть по праву взято ею от мужа при уходе из дому его. На это женское имущество не посягает безнаказанно никто из семейства, в которое входит при замужестве жена, так что в Письменской вол., напр., в 1883 г. (12 февр.), когда солдатка д. Дудурово Ольга Ев. Буйлова, пожаловалась на свекра, заложившего ее пальто, то хотя последний и говорил, что он это сделал «считая пальто своей собственностью», так как все материалы для него куплены им на свой счет перед браком его сына на истице вместо вывода за нее, тем не менее суд признал возможным удовлетворить солдатку Буйлову и возвратить ее одежду.

Согласно той же самой традиции «женина «собина» по смерти бездетной ее обладательницы переходит не к мужу-вдовцу, а в родное семейство покойной. В 1889 г. (30 янв.) крестьянин д. Цыколево, Сергей Алексеев только потому и уклонился от необходимости возвратить тестю шубу своей умершей после трехлетней с ним жизни жены, что сослался на издержки при ее погребении, крестьянка же д. Адреяновского, Авдотья Адреян., в 1895 г. (23 мая) вытребовала с зятя все вещи, которые, умирая, оставила ее дочь.


Тем не менее, при желании муж мог вернуть жену домой через суд, хотя тут все зависело от суда. Для сравнения, в просвещенной Великобритании таким же правом мужья из любого сословия могли воспользоваться почти что до конца 19 века. Так что это примета эпохи, так сказать.

В Письменской вол. еще в 1871 г. (26 июл.) крестьянка Мал. Куданово была за это [уход от мужа] наказана 7-дневным арестом;
в 1874 г. (24 янв.) другой непокорной жене из той же деревни суд внушал, что супруги «на основании общих законов и обычаев крестьян должны жить совокупно, вместе»;
в 1881 г. (9 мар.) жена была обязана жить совместно с мужем и наказана за уход от него 6-дневным арестом;
побои мужа в том же году, но в другом уже случае (23 авг.), были признаны неуважительной причиной к расходу и тоже дополнены 6-дневным арестом;
в 1883 г. (28 сент.) недостаточным основанием к прекращению супружеской жизни послужило и такое своеобразное оправдание жены, как то, что с мужем ей «нечем жить», и она была подвергнута 7-дневному аресту;
в 1884 г. непокорная жена отделалась уже только 4-мя днями ареста, а в 1889 г., когда д. Ульянова Степанида Кузьм. жаловалась на мужа за изгнание из дому без выделения части имения и на суде выяснилось, что она ушла самовольно, последний просто напросто помирился со свершившимся фактом и не взял на себя инициативы наказания.


Естественно, при проживая большой семьи в одной избе неизбежны были конфликты между снохой и свекрами (хотя и без общей избы можно устроить друг другу ад — думаю, нам всем есть, что сказать по этому поводу). Конфликты обострялись еще и от того, что после отмены крепостного права возросла мобильность, мужья часто уезжали на заработки, жены же оставались во власти свекров, которые не могли отказать себе в удовольствии есть их поедом. Но и на злую свекровь (как вариант — нахальную сноху) можно было подать в суд.


С 1865 г. начинают, однако, встречаться и случаи наказания жестоких свекров за оскорбление снохам. (…) В том же [1865] году 10 окт. Митинский сельский староста доносил суду, что когда крестьянка д. Кракино Катерина Ив. пожаловалась ему на свекра за побои и склонение к любовной связи и он созвал сельский сход для обсуждения ее жалобы, свекор, увидав на сходе мать снохи, принадлежавшую к другому обществу, настолько обиделся ее вмешательством в жизнь дочери, что при всех присутствующих обругал ее и вытащил со схода за волосы; - на суде этому свекру достойно и праведно назначили за это 20 розог.
(…) когда в 1866 г. крестьянин д. Гаврилкова, Василий Минин, пожаловался на двух родных своих братьев, побивших жену его, обвиняемые получили по 20 розог, а отец их, Мина Васильев, - 15 розог, за о, что он дозволил детям бить сноху и вообще за послабление и нераспорядительность, проявленные им в своем семействе, хотя последнее и было уже в разделе.
(…) в 1882 г. (22 авг.), когда сноха, жалуясь на притеснения свекрови, просила на суде отделить ее и мужа от родителей его, судебная власть посмотрела на нее настолько снисходительно, что хотя и обязала жить вместе со свекром и свекровью, однако первого оштрафовала на 1 рубль, а последнюю приговорила к 6-дневным общественным работам. (…) в 1890 г. жестокие родители не давали пропитания ни сыну ни снохе, что последнюю привело до крайности собирать Христа-ради; отец за это был подвергнут строгому аресту на 7 дней, мать же на 10 дней.
(…) 24 июн. 1873 г. оказалось, что «свекровь Болтушкина, пьяная, казавшая снохе своей кукиши похабные и ругавшая сваху неприличными словами, производила этим стеснительное действие в прожитии в доме снохи без мужа ее» и поэтому была наказана 7-дневным арестом. (…) 4 июл. 1876 г. со снохи, избившей свекровь до невозможности работать, взыскано было 5 рублей на наем работницы.
(…) 11 июл. 1893 г. свекровь за постоянные оскорбления снохи непотребными словами арестована была на 3 дня, то в 1895 г. (24 февр.) сноха за постоянные же оскорбления словом свекрови высидела под арестом 5 дней.





Тесть и теща тоже могли подкузьмить зятю — было бы желание и праведный гнев.

Принятые в дом зятья, по жалобам тестя и тещи на их непорядочную жизнь, были приговорены судом к телесным наказаниям, как и сыновья по жалобам родителей, в двух случаях: одном, по жалобе тестя, зятю было назначено 20 розог; в другом, по жалобе тещи на то, что зять, пьянствуя, не кормит семейство, - 15 розог.

Наконец, матери, которые так и не научили сыновей хорошим манерам, тоже могли прибегнуть к помощи суда.

В 1867 г. пьяный сын выгонял мать из дому и бил, - ему за это приговорено было телесное наказание по усмотрению обиженной;
в 1893 г. сын наплевал матери в глаза и получил 20 розог;
в 1894 г. за оскорбление словом и действием сын был арестован на 2 дня, так как на суде раскаялся в своем проступке и просил у матери прощения.
За словесные же обиды в одном случае (1865 г.) сын был наказан 10 розгами, в другом (1893 г.) - 20 розгами, в двух других случаях (1877 и 1885 гг.) - двухдневным арестом, и в одном (1878 г.) - приемный сын, кроме ареста на 2 дня, был еще отстранен судом от части имущества, принадлежавшего его собственному, родному отцу.


Источники:
Живая старина, 1896 год, 457 — 476 (весь журнал берется тут), и 1902 год, 139 — 146. Автор — Ф. Покровский.
Фото - Андрей Карелин (1837 - 1906)
Пользуясь случаем, еще раз порекомендую жж [livejournal.com profile] lena_malaa и ее заметки о Российской империи, в основном 2-я половина 19 века.

Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2012-08-01 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] ann-duglas.livejournal.com
Слушай, а мне нравится идея с розгами))) Многим бы не помешало))

Date: 2012-08-01 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Интересно, что сейчас за домашнее насилие дают?

Кстати, а крестьянок после 1863 розгами в судебном порядке не наказывали, бебебе :)

(no subject)

From: [identity profile] sangit.livejournal.com - Date: 2012-08-04 04:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ann-duglas.livejournal.com - Date: 2012-08-01 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aleks-chit92.livejournal.com - Date: 2012-08-01 08:57 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] b-z-a.livejournal.com
первая картинка так двусмысленно целомудренна )))

Date: 2012-08-01 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Мне интересно, это крестьянки или все же переодетые барышни? Ну вроде как викторианцы любили фотографировать девочек из хороших семей в костюме оборвышей.

(no subject)

From: [identity profile] b-z-a.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:09 am (UTC) - Expand

На фото - крестьянки.

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:16 am (UTC) - Expand

Да.:-)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] omsh.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] omsh.livejournal.com - Date: 2012-08-01 09:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 09:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] toukkatwo.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wombatik.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wombatik.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alrunes.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2012-12-21 08:13 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] paladin-sveta.livejournal.com
В РГАДА лежит и в 80-е годы даже была опубликована московская явочная челобитная XVIII века с доносом мужа на жену об угрозе убийством.

Date: 2012-08-01 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Ух ты, как интересно :)

(no subject)

From: [identity profile] paladin-sveta.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] koshambr-a.livejournal.com
знакомый из узбекистана жаловался - мол, друг с семьей эмигрировал в Германию и там развелись - потому что когда поднял руку на жену, её соседки тут же научили сходить в полицию с жалобой и за неё заступились, а вот тут ещё бы мужу позвонили, мол, фигли тут твоя ходит, воспитывай

Date: 2012-08-01 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
В 19 веке звонок мужу не был вариантом, так что приходилось расследовать :)))

(no subject)

From: [identity profile] allegra-shein.livejournal.com - Date: 2012-08-01 09:44 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com
Может продублируете это в феминистках? Это очень интересно!

Date: 2012-08-01 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я там не зарегистирована, но Вы можете продублировать :) Думаю, тамошнему народу будет интересна вся статья целиком - вот вся ЖС за 1896 год http://www.divshare.com/download/19262060-e49

(no subject)

From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sabinulya.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:57 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] b-z-a.livejournal.com
*задумчиво*
у меня сосед 20 лет свою жену лупит, она визжит на весь двор "люди добрыя, помогитя, вызовите милицию!", а на след утро в обнимку с ним по двору прохаживается. ролевые игрища, мать их.
вот даж не знаю, кого из них я б розгами. очень уж спать мешают иногда

Date: 2012-08-01 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Ну, это ж классика. Когда я работала судебным переводчиком, я и в Штатах такого же насмотрелась. Тут, правда, полиция быстро приезжает и забирает. Но потом в обнимку - запросто.

(no subject)

From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sangit.livejournal.com - Date: 2012-08-04 04:27 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] stety.livejournal.com
За оскорбление родителей в России в принципе наказания были не символическими. На сколько я помню сейчас курс по истории российской судебной системы, который нам читали, в 19-м веке для суда не было особой разницы, мать выступала истцом или отец, также как не столь важно было для суда имело ли место нанесение побоев или же "обида" нанесена была иным образом. Было похоже, что в этом случае оценивали степень "обиды".

Date: 2012-08-01 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я очень плохо разбираюсь в российском праве, но судя по этим данным, даже за словесную обиду родителей можно было огрести.

(no subject)

From: [identity profile] stety.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stety.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kellylynch.livejournal.com - Date: 2012-08-01 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kellylynch.livejournal.com - Date: 2012-08-01 12:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] zajcev-ushastyj.livejournal.com
Разумно :)
И я таки присоединяюсь к тому мнению, что и сегодня публичная порка розгами в некоторых случаях была бы очень пользительна :))

Date: 2012-08-01 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Суровые у меня френды!

(no subject)

From: [identity profile] mishnouri.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fish-n-lilies.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stety.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 05:55 am (UTC) - Expand

ПУБЛИЧНАЯ порка...

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sangit.livejournal.com - Date: 2012-08-04 04:29 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
История автора фотографий тоже интересная.
В становлении реалистической эстетики фотографии и фотографической композиции большое значение имело творчество нижегородского светописца Андрея Осиповича Карелина. Его судьба художника-разночинца крайне характерна для того времени. Он был, как и В. Г. Перов, внебрачным сыном крестьянки. Подобно И.Н.Крамскому и И.Е.Репину, проявив склонность к рисованию, попал в обучение к иконописцам. Как и В.И.Сурикову, ему повезло: нашелся помещик-меценат, который отправил талантливого юношу учиться в Петербургскую Академию художеств. Уже в годы обучения в академии, которую Карелин окончил в 1864 году, он начал заниматься фотографией и увлекся ею. С тех пор на всю жизнь фотография и живопись равно вдохновляли его.
Удачливый техник-оптик, знаток освещения и композиции,А. Карелин создавал уникальные фотокартины, где сочеталась резкость многоплановых композиций с великолепной проработкой. светoв и теней.
А. Карелин был в то время единственным в своем роде фoтoграфом, чья оптика пoзволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метрoв со стабильной резкостью.Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали пoвсюду и недоверие, и вoстoрг. В 1876 гoду за "важное усовершенствование худoжника Карелина", кoтoрое "вoзвoдит фотографию в действительное, важное и вполне полезное пособие для xудожественных работ", ему было даровано звание фотографа императорской Академии художеств.

Date: 2012-08-01 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Спасибо за интересную информацию! Фотографии у него и правда изумительные, особенно фотографии у окна и зеркала.

А скажите, на этих фото настоящие крестьянки или барышни позируют? В принципе, у меня нет причин для подозрений, просто вспомнилось, как викторианцы любили переодеваться и позировать.

(no subject)

From: [identity profile] lizardian.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 06:34 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
А еще Апрелевская фабрика в 70е выпускала диски "Битлс". И это тоже правда. Но очень мало.

Date: 2012-08-01 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] tjorn.livejournal.com
Но - правда.:-)

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tjorn.livejournal.com - Date: 2012-08-01 09:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2012-08-01 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com - Date: 2012-08-01 08:52 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] ex-vlansem.livejournal.com
Девушки-модели хороши...))

Date: 2012-08-01 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] nesterovich1.livejournal.com
Очень интересно.
Лица русские женские очень выразительны.

Date: 2012-08-01 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, в "Живой старине" вообще много интересного попадается.

Date: 2012-08-01 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] lukeria-lj.livejournal.com
Прекрасно:) Особенно про розги:)

Date: 2012-08-01 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, это, конечно, особенно прекрасно :)

(no subject)

From: [identity profile] sangit.livejournal.com - Date: 2012-08-04 04:30 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] ybfrisco.livejournal.com
Вот это просто особо порадовало: "казавшая снохе своей кукиши похабные". Похоже, Катерина из "Грозы" просто слишком увлеклась романом с Борисом, так что забыла свекрови окорот дать :)

Date: 2012-08-01 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я тоже про нее подумала, хотя тут все же более поздние годы. Но все равно, сразу нарисовался хэппи-энд к Грозе - Катерина ведет мужа и свекровь в суд, выигрывает дело, получает с них рубль компенсации, покупает себе шмотки...

(no subject)

From: [identity profile] ybfrisco.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2012-08-01 07:57 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] igradi.livejournal.com
Спасибо, безумно интересно!

Date: 2012-08-01 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
:) Пожалуйста!
(deleted comment)

Date: 2012-08-01 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Слив засчитан, коммент стерт.

Date: 2012-08-01 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] radmohoff.livejournal.com
как могли неграмотные подать жалобу? Уряднику надо было угодить?

Date: 2012-08-02 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Можно было прийти в суд и устно пожаловаться, как я понимаю. Но тут от суда зависело, многих просто разворачивали и посылали домой - мол, живите с мужем дружно. Достоевский описывал такие случаи.

(no subject)

From: [identity profile] radmohoff.livejournal.com - Date: 2012-08-02 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2012-12-21 08:18 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] dackii.livejournal.com
было интересно, как выглядела фотография 19 века :)

Date: 2012-08-02 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Тогда фотография была совершенно прекрасной, лучше, чем сейчас :)

Date: 2012-08-01 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kellylynch.livejournal.com
"Теоретически, жена также могла уйти от мужа." - ВОТ! вот это главный вопрос - КУДА идти потом, а не полицейско-судебное наказание. Добиться наказания в принципе можно было, но возникал вопрос - а что дальше? Всё равно с этим человеком жить. Человек традиционного общества как правило не 'принадлежал себе' - он принадлежал своей Семье. И мужчин это тоже касалось. Вот в 'Тихом Доне' Гришка Мелехов не хотел соблюдать семейные ценности (жить с нелюбимой женой), так отец выгнал его из дому за это. Имел полное право - он был главой домохозяйства, а его взрослые женатые сыновья ему подчинялись и жили с ним в одном доме.

Недаром в тех же США не просто установили наказания за семейное насилие, но и параллельно сопровождают это практикой временного выселения виноватой стороны из дома. А иначе получится как в СССР, когда отсидевший 15 суток за избиение жены алкаш возвращается обратно к ней и бьёт по-новой :-)

Date: 2012-08-02 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Да, куда идти потом это и правда главный вопрос. Наверное, потому и мало было таких случаев, что некуда. Но у кого-то, видимо, находилась группа поддержки.

Это Вы про restraining order? Да, хорошая штука.

(no subject)

From: [identity profile] kellylynch.livejournal.com - Date: 2012-08-02 07:00 am (UTC) - Expand

Date: 2012-08-01 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Выставку фотографий Карелина видела как-то раз в Москве, в историчке, вживую. Очень красиво и интригующе.
Кстати, помню, мне в каком-то конференц-сборнике попадалась статья про снохачество, не помню уже в каком там месте-волости, но по времени тоже про 19 век. Если пригодится - могу поискать!

Date: 2012-08-01 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Поищи, интересно. Его Энгельс в "Истории семьи и частной собственности" упоминает.

Date: 2012-08-01 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] 09lorry.livejournal.com
Сурово! Это все из Челябинска пошло.

Date: 2012-08-01 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kraj-terem.livejournal.com
Уж мы-то читали классиков и знаем, что «долюшка женская» была угрюмой до крайности и кроме побоев, изнурительной работы по дому и ловли коней на скаку крестьянкам заняться было особо нечем. Тем сильнее было мое удивление, когда выяснилось, что они периодически подавали в суд на своих обидчиков.
А почему это вызвало удивление? До отмены крепостного права эта сфера была в ведении помещечьего суда (или, если это было большое имение, эти права делигировались старостам, бургамистрам и им подобным). А после реформ естественно всё это оказалось в судах. И заметьте, оснавная масса дел относится к 70-м годам и позднее, то есть, когда не только взрослые привыкли к мысли, что они больше не крепостные, а свободные, но и ещё выросло поколение, мало заставшее или не заставшее вовсе крепостное право и связанные с ним нормы.

Date: 2012-08-02 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Тот факт, что женщина могла обратиться в суд и получить поддержку, вызывала удивление и у современников. Тот же Достоевский в "Дневнике писателя" описывает как раз противоположный случай - когда женщина, которую смертным боем бил муж, в конце концов повесилась. В суде ей дали от ворот поворот. Да и сам автор статьи в ЖС явно удивлен тем, что такие дела вообще рассматривались - иначе бы не стал описывать их так подробно, если бы они были у всех на слуху.

А что выросло такое поколение, я с Вами полностью согласна.

Date: 2012-08-01 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] duchesselisa.livejournal.com
большое спасибо, совершенно новые для меня факты!

Date: 2012-08-02 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Большое пожалуйста :)

Date: 2012-08-01 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] pyrus-acerba.livejournal.com
Очеь интересно, спасибо за журнал =)

Date: 2012-08-01 05:02 pm (UTC)

Date: 2012-08-01 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] celicia-a.livejournal.com
Спасибо и за пост, и за ссылки.

Date: 2012-08-01 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
:) Пожалуйста!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

b_a_n_s_h_e_e: (Default)
b_a_n_s_h_e_e

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios