b_a_n_s_h_e_e: (bertie)
[personal profile] b_a_n_s_h_e_e
Один мой знакомый собирается ставить чеховский "Вишневый Сад", для чего делает свой собственный перевод текста. Получается у него здорово, да и постановка уже не первая, но по ходу возникают вопросы, в основном по матчасти. Один из таких вопросов я хочу переадресовать всем знающим френдам, чтобы убедиться, что я ничего не переврала. Вопрос касается Прохожего, который внезапно появляется на сцене:

Показывается Прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он
слегка пьян.

Прохожий. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на
станцию?
Гаев. Можете. Идите по этой дороге.
Прохожий. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода
превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу,
чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек
тридцать...

Варя испугалась, вскрикивает.

Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие!
Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в
портмоне.) Серебра нет... Все равно, вот вам золотой...
Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)

А вопрос вот такой - судя по его внешнему виду и его манере выражаться, к какому сословию он принадлежит? И что вообще можно сказать о его биографии по этому описанию? И если вы видели постановки "Вишневого Сада," то как его обычно изображают? И дополнительный вопрос - судя по этому описанию, вам он кажется старым или молодым?

  Заранее передаю вам благодарность от Грэма.

Date: 2009-08-25 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com
Имха. Потому что я не спец по эпохе и по тексту. (вот интересно, а были ли исследования?)
1. Пьяный он.
2. Достаточно образован, причем несколько либерален. Разночинец?
3. Псевдо-сентиментален и многословен.

Я не думаю, что он бомжует или еще что. Хотя, такими темпами и до Горьковкого "Дна" не далеко.
Что-то мне кажется, что он телеграфист... Любили в те времена телеграфистов. Причем, поскольку он не очень местный, то, возможно загулял со товарищи. А потом он пошли своей дорогой, а он своей.

Date: 2009-08-25 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я вот тоже подумала на разночинца, может телеграфиста или какого-нибудь канцеляриста, уж больно витиевато он выражается (и как-то по-казенному). Вот интересно, белая фуражка - это просто фуражка, ну как картуз, или часть какой-то униформы?

Date: 2009-08-25 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com
Я только что глянула. Самое смешное, что Гугль отзывается на вопрос "телеграфист, Россия, начало 20 века" словами "чеховский телеграфист". Видать, где-то в белом знании сидит словосочетание, не иначе. Но вот форма у них темная была. И, уже подумав, сомневаюсь, что имея форменную шинель, он мог позволить себе еще и пальто... Так что скорее всего он и не служащий. А тоже нечто праздношатающееся вроде дачников или тех же мелких дворян, которые работай себя не утруждали. А белые фуражки у кого в форме были? Были ведь, точно! Не думаю, что это картуз, скорее всего все-таки, остаток от формы.

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 03:55 pm (UTC) - Expand

Точно не телеграфист!

Date: 2009-08-25 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com
вот цитата - ужас просто! "Условия труда, материальное положение и социальное обеспечение почтово-телеграфных служащих были чрезвычайно тяжелыми. От пыли, копоти керосиновых ламп, систематического переутомления и недостаточного питания профессиональными стали нервные заболевания и туберкулез. От чтения мелкого шрифта телеграмм, неразборчиво написанных адресов, длительного напряжения зрения при слабом ночном освещении многие телеграфисты теряли зрение." отсюда http://www.belpost.by/company/history/borisov-post/ .
Смотри, чего нашла:
"Почтово-телеграфная служба
Униформа классных чинов
Фуражка: тулья темно-синего сукна; околыш черного бархата с подбородным ремнем из черной лакированной кожи. Выпушки по верхнему и нижнему краям околыша и по верхнему кругу фуражки желтыe. Кокарда круглая, гражданского образца."
полезный сайт, надо сказать http://ptales.holdgold.ru/page.php?id=78

Date: 2009-08-25 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] morrigan-in-me.livejournal.com
А я так думаю, бывший приказчик лет под 50, успевший несколько подначитаться, но "вылетевший" с места за нерадивость и слабость к горячительному...

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Бывший студент спившийся! ;) Фуражка. возможно, форменная.
Вот честно - 2 раза смотрела "Вишневый сад" в разных постановках и совершенно этого момента не помню.
Судя по разговору - образован, явно нахватался где-то народовольских замашек, но обороты типа "Чувствительно благодарен" выдают третье сословие купеческо-мещанское.

Date: 2009-08-25 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Меня тоже фуражка зацепила, не иначе как форменная :) Народовольческие замашки налицо, раз он даже в пьяном виде Некрасова цитирует. Вот кстати мысля - смогла бы я, бухая в стельку, читать Пушкина по пямяти? А ты? :)

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2009-08-25 05:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] prosto-natka.livejournal.com
Этот прохожий перекликается с другим чеховским персонажем - Ильей Ильичем Телегиным из "Дяди Вани" - те же интонации, то же вежливое "чувствительно вам благодарен".

Date: 2009-08-25 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
О, спасибо огромное! Обязательно передам Грэму, он очень интересуется Чеховым.
Еще хочу спросить дополнительно - судя по этому описанию, Вам он кажется пожилым или молодым?
Edited Date: 2009-08-25 04:29 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] prosto-natka.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com
Да, наверное, Ната права. Только вот я не уверена, что он уже настолько профи:)
Кстати, "Брат мой, страдающий брат... " - это Надсон. http://poems.imhonet.ru/element/995516/
Т.е. он не только по Некрасову:)

Ведь не было в 80 - 90-х годах прошлого века на необъятных просторах Российской империи, ну просто «от Москвы до самых до окраин» поэта более популярного, более любимого молодежью. Сравнимого по популярности разве что с первыми номерами хит-парадов современных эстрадных звезд. Простите за вульгарность сравнения, но каково время, таковы и кумиры. А время и тогда было непростым - полярная ночь, глухая реакция. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла». И - редчайший случай - двадцатилетнему юноше посчастливилось написать строки, ставшие гимном целого поколения:

Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат,

Кто бы ты ни был, не падай душой... http://www.zn.kiev.ua/3000/3150/10257/
Т.е. прохожий родом из студентов таки.
Не исключено, что Петя Трофимов может до того ж самого докатиться...

Date: 2009-08-25 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Класс :) О, Надсон это вообще здорово.

Да, мне тоже показалось, что он ужасно похож на Петю Трофимова. Кстати, раз про него зашел разговор, на твой вгляд он просто балабол (т.е. понадергал прогрессивных цитат, а сам лузер) или он действительно верит в то что говорит?

Я потом Грэму дам почитать все эти комменты, про Петю у нас тоже зашел разговор

И полнейший офф - вампирские скан будут на выходных :)

(no subject)

From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com - Date: 2009-08-25 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elpervushina.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com - Date: 2009-08-26 05:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elpervushina.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elpervushina.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elpervushina.livejournal.com - Date: 2009-08-26 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-26 12:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com
Знаешь, как забавно -- когда я была наивна и легковерна до глупости, училась в 9-ом классе, и мы "проходиди" "Вишневый сад" -- мне Петя казался человеком будущего! Я это даже в сочинении написала. Столько призывов! Столько обещаний! Ну не зря же, не напрасно! Он уж точно в светлое будущее приведет...

Это вот сейчас я вижу, какой он мудак.
Но ведь Раневская рядом с ним, имхо... Как женский род от слова "мудак"? :D)))
Терпеть не могу эту барыню.

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com - Date: 2009-08-25 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com - Date: 2009-08-25 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 09:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzmini4.livejournal.com
Я тоже не припомню этого эпизода. Возможно он передавался вообще без присутствия прохожего, т.е. главные герои просто обсуждали как давеча у Любови Андреевны не нашлось мелочи и она целый золотой отдала. Что-то такое я припоминаю.
Скорее это все-таки мелкий чиновник, может бывший студент.

Date: 2009-08-25 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Большое спасибо! А вообще ведь непонятно, молодой он или старый?

Date: 2009-08-25 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tatyanakut.livejournal.com
нестандартный вариант: может он аферист? пьяным притворяется, фуражку носит для отвода глаз, а сам присматривает, кого б ограбить Оо
почитал стих и резко- о деньгах
о как мысль повепнула)

Date: 2009-08-25 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Вот надо и мне так зарабатывать, я много стихов знаю - типа, прочитать их, а потмо бабки попросить :)))
Тоже классная мысль, утаскиваю в копилочку. А еще вопрос - каким он тебе представляется по этим строкам, страым или молодым?

(no subject)

From: [identity profile] tatyanakut.livejournal.com - Date: 2009-08-27 12:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com
Хм... Я, наверное циничная :(

Мне кажется, это опустившийся человек, алкаш... Лет 50-ти.
Довольно неприятный тип, кстати, гадкий -- не потому что спившийся, а потому что интуитивно вычленил в компании самого уязвимого человека -- Варю... И именно к ней прикопался со своим перегаром, любитель поэзии хренов >:-[>
И перекликается он у меня не с чеховскими персонажами, а с Сатиным Горького и со Счастливцевым Островского.

Date: 2009-08-25 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Спасибо за ценное мнение! А почему Вы считаете Варю самым уязвимым человеком в компании (это не с подковыркой вопрос, просто для Грэма стараюсь)?

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2009-08-25 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com - Date: 2009-08-25 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-08-25 08:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-25 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] elpervushina.livejournal.com
+ 1 насчет Сатина

Date: 2009-08-25 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] seminarist.livejournal.com
Однозначно - "бывший человек" из полуобразованных. Может, бывший телеграфист, может, бывший мелкий чиновник, может, студент или просто учился когда-то в какой-нибудь гимназии или семинарии. Он не просто пьяный, он именно спившийся, просит милостыню. Выражается скорее галантерейно, чем интеллигентно. Стихи тогда у всех были на слуху, это не свидетельство особого образования. Он, конечно, не молод, но и не старик (иначе Чехов так и назвал бы его стариком) - ему лет сорок-пятьдесят. Вероятно, похож на персонажа чеховского "Утопленника", только малость почище. Он, конечно, не дачник - люди этого круга дач не снимали.

Фуражка не обязательно относится к его прежней форме или прежней жизни - с тех пор, как его выгнали со службы, он мог сменить много головных уборов. Кстати, тогда фуражки носили и штатские, нечиновные люди. Была, например, дворянская фуражка, с красным околышем и белым верхом.

Date: 2009-08-25 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Спасибо! Как раз очень ждала Вашего комментария!

(no subject)

From: [identity profile] seminarist.livejournal.com - Date: 2009-08-26 12:11 am (UTC) - Expand

:-Р

Date: 2009-08-25 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com
А хотите супер-пупер оригинальную концепцию Прохожего?
И современную по самое немогу?

Это инопланетянин!
Он пытается изучить гомо сапиенсов (верней, гомо террестрикусов), принимает вид человека, использует для маскировки самые ходовые для того времени и тех мест поведенческие стереотипы...

Этим объясняется невероятная загадочность персонажа и его огромная (хотя и непонятная) роль данном эпизоде.
О как.

Re: :-Р

Date: 2009-08-25 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Аааа, классно! В фуражке, пальто и с зеленой кожей. И с антеннами :) И денег просит, потому что тарелку угнали.

Date: 2009-08-26 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] ghyta-0gg.livejournal.com
Между прочим... вот, переспав ночь, я подумала:

Вряд ли этот Прохожий какой-то великий символ, соль драмы и т.п. И нечего там было делать всяким народным СССР :)

Но!
Он просто символ (или не символ -- образ) того, что реально светит Варе в плане замужества :(
То есть, допустим, выйдет она (если бы вышла) за какого-нибудь телеграфиста или другого мелкого чиновника... Не спившегося пока, не старого... Но вот шансы спиться... очень велики. Просто само окружение, изначально высокий уровень притязаний и ожиданий, низкая реализация ожиданий, бесперспективность, ощущение ущемленности -- плюс традиция по любому поводу заливаться водкой...
Вот оно и.
Потому Варя и испугалась -- верней, потому в пьесе он пугает именно Варю...

Date: 2009-08-26 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Ага, т.е. это вроде как персональный символ для Вари? Спасибо, очень интересно.

(no subject)

From: [identity profile] tatyanakut.livejournal.com - Date: 2009-08-27 12:51 pm (UTC) - Expand

Profile

b_a_n_s_h_e_e: (Default)
b_a_n_s_h_e_e

January 2016

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 09:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios